При учреждении юридического лица необходимо не только вставать на учет в ФНС, но и регистрироваться во внебюджетных фондах. Также нужно уведомлять их в случае перемены местонахождения или при ликвидации компании. Этот процесс не сложный, но очень ответственный, так как может повлечь за собой последствия в виде штрафа.
Регистрация во внебюджетных фондах
После постановки на учет в налоговом органе, коммерческой фирме необходимо зарегистрироваться во внебюджетных фондах, органах статистики и открыть расчетный счет в банке.
Законом предусмотрена обязанность налогового органа самостоятельно направлять информацию о вновь созданном предприятии в соцстрах и ПФР по адресу юридического лица. Регистрация и присвоение регистрационных номеров происходит в течение 5 рабочих дней. После чего компания получает по почте уведомление о постановке на учет.
Если извещение не получено, то учредитель может обратиться в фонды с заявлением, к которому прилагаются копии следующих документов:
- ОГРН;
- ИНН;
- Устав;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- письмо из Росстата.
После обращения уведомление о регистрации выдается в течение 1 рабочего дня.
Также узнать о постановке на учет в ПФР и ФСС по адресу регистрации возможно из выписки ЕГРЮЛ. Для получения информации не обязательно заказывать её в ФНС, а можно скачать на сайте nalog.ru.
Изменение местонахождения
Обязанность уведомлять внебюджетные фонды об изменении места фактической регистрации юридических лиц возложена на ФНС. Но на практике не всегда все происходит гладко. Поэтому учредителю необходимо контролировать этот процесс.
Если сотрудники не производят перерегистрацию юридической фирмы, то необходимо выяснить причины. Одной из них может быть задолженность у предприятия перед фондом. В данном случае до смены регистрации её следует погасить.
В течение трех дней происходит снятие с учета в ПФР по адресу юридического лица. После этого учредитель может получить извещение, в котором указывается:
- дата внесения изменений;
- причина;
- статус страхователя.
Эту справку следует передать в новый ПФР, который присвоит номер страхователя. После получения уведомления перерегистрация в пенсионном фонде считается завершенной.
Справка: При смене адреса регистрации юридического лица страховой номер, присвоенный в ФСС, не изменяется.
При перерегистрации в ФСС по адресу юридического лица, фонд должен самостоятельно направить учетное дело в новое подразделение соцстраха, в течение пяти дней с момента получения от налоговой инспекции.
Ликвидация предприятия
При прекращении деятельности компании процесс урегулирования вопросов по задолженности с ПФР, ФСС и ФНС занимает длительное время. После уведомления налоговой службы о начале ликвидации, она самостоятельно передает информацию во внебюджетные организации.
Предприятие обязано сдать отчетность, а также провести сверку во избежание непогашенной задолженности. Добровольная ликвидация фирмы при наличии долгов невозможна, до момента полного погашения.
Внимание: При предоставлении отчетности ликвидируемой организации следует делать пометку «Прекращение деятельности» на бланках.
После проведения сверки и погашения имеющейся задолженности следует подписать акт и получить справку об отсутствии начисленных, но не непогашенных взносов.
Запросить акт сверки и справку можно в ПФР и ФСС по адресу регистрации юридического лица или через телекоммуникационные каналы связи.
Как узнать местонахождение ПФР
Если уведомление о регистрации из ПФР не получено, можно узнать адрес отделения, в которое необходимо обратиться с документами, можно через интернет.
На сайте www.pfrf.ru есть раздел «Контакты и адреса». Кликнув по нему, открываются доступные подразделы, среди которых нужно нажать на вкладку «Отделение».
На странице открывается информация о головном офисе по выбранному региону:
- адрес;
- телефон;
- E-mail;
- график работы.
Для поиска отделения в конкретном районе следует перейти во вкладку «Структура отделения». Здесь можно найти контактную информацию о каждом отдельном подразделении.
Также можно найти через вкладку «Найти клиентскую службу». Для этого нужно выбрать услугу и указать территорию обслуживания.
Как найти ФСС
Узнать информацию о местонахождении подразделений ФСС можно в сети. Для этого нужно зайти на сайт fss.ru и найти раздел «Региональные отделения».
Далее выбрать один из вариантов расположения региональных отделений:
- в республиках;
- в областях;
- в городах федерального значения;
- в автономных округах и областях.
На открывшейся странице выбрать регион, после чего на экран выводится информация обо всех подразделениях ФСС в области с разбивкой по городам.
Также на странице находится информация о головном офисе и ссылка на официальный сайт в указанном регионе.
Интересно: На сайте Московского соцстраха есть дополнительная функция поиска отделения по регистрационному номеру или ИНН компании.
Найти ПФР и ФСС по ФНС
Для организаций, зарегистрированных в Москве, есть возможность найти адрес и контактную информацию внебюджетных фондов по номеру ФНС, в котором предприятие регистрировалось в качестве контрагента-налогоплательщика.
Данная информация находится в открытом доступе и размещена на информационных порталах:
- jurist-f.ru/fccpfrpoifns.html;
- reg-bp.ru/tablica-vseh-fondov;
- http://buh-klerk.ru/06/funds.htm.
В других регионах такой сервис пока что является не доступным.
В связи с вступлением в силу поправок к Федеральному закону № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года у юридических лиц больше нет обязанности, уведомлять внебюджетные фонды о регистрации, изменении местонахождения или ликвидации. Эта функция теперь возложена на налоговую инспекцию. Но пускать данный процесс на самотек не стоит. Необходимо контролировать своевременность внесения изменений в документы по учету в ПФР и ФСС, а в случае необходимости подавать сведения самостоятельно.